Как поставить голос в домашних условиях.

Друзья, мне часто задают вопрос, где и как я поставил себе голос. Обычно отвечаю, что он у меня всегда был поставленным. А когда я пришел в детский сад, воспитатели просто не поверили своим ушам, услышав чистейшее контральто. Шутка. На самом деле все гораздо проще и в то же время сложнее. Кстати, да, отвечу сразу на вопрос, написанный в названии статьи — как поставить голос в домашних условиях? Никак. Для этого существуют профессиональные педагоги — преподаватели сценической речи. Только они смогут поставить вам голос с относительной гарантией (если вам хватит рвения) и более-менее прогнозируемым результатом. Все, чего вы добьетесь дома, можно назвать как угодно — взрослением голоса, формированием, оформлением и т. д. Но только не постановкой.

Казалось бы, вот и весь сказ. Но нет, я буду не я, если не дам шанс пытливым умам и самоавантюристам (людям, ввязывающимся в эксперименты над собой) как-то воздействовать на свой голосовой аппарат и, возможно, получить достойный результат. Собственно, я так и сделал когда-то.

Итак, когда я впервые сел перед микрофоном, мой голос звучал вот так:

А через некоторое время вот так:

Буду с вами честен, между записями прошло около 6 лет. Как же мне удалось достичь этого результата? Как меня однажды спросили «какой плагин ты используешь?»

Давайте посмотрим для начала на то, с чем будем иметь дело, на голосовые связки.

Голосовые связки представляют собой мышцы, которые при прохождении через них воздуха начинают вибрировать и таким образом рождают звук. Посмотрите внимательно на картинку и представьте себе, какой звук получится при прохождении воздуха через правый вариант? А через левый? Теперь вернемся к двум аудиозаписям. Разница между ними заключается в том, что связки во второй записи смыкаются плотнее, поток воздуха гораздо стабильнее и сильнее и полностью используется резонатор. Об этом дальше.

На единственном уроке сценической речи, который я взял у профессионального преподавателя, меня научили дышать. Это вовсе не говорило о том, что я научился этому. Но мне показали, как надо делать, чтобы научиться. Чтобы использовать диафрагму для дыхания, нужно чем-нибудь зафиксировать грудную клетку (веревкой, ремнем и т. д.) и так ходить все время, следя за тем, чтобы дыхание осуществлялось животом. Упражняясь каждый день, однажды утром я обнаружил, что дышу животом без помощи веревок и ремней. Ура. Первый шаг сделан. Итак, самым важным в постановке голоса является правильное дыхание. Кстати, чтобы дальше развивать дыхание, нужно делать упражнение на развитие диафрагмы (накачать мышцу) и увеличивать объем легких (тоже есть упражнения).

Второй шаг на пути создания прекрасного голоса — это использование резонатора.

У человека много резонаторов, и каждый играет важную роль в формировании голоса. Вообще, что такое резонатор? зачем он нужен? Представьте себе гитару. Резонатором у нее служит полый корпус с дыркой посередине. Именно благодаря ему получается тембр, по которому определяем: да, это играет гитара. А теперь представьте, что струны натянуты просто между двумя опорами. Насколько звонко и красиво они будут звучать? Примерно как в мультфильме «Ну погоди», когда волк взял неподключенную электрогитару и попытался подыгрывать парням на сцене. Итак, наряду с использованием диафрагмы, для верного звукоизвлечения нужно использовать резонаторы. Именно благодаря им голос насыщается обертонами и становится «профессиональным». Резонаторы бывают грудными и головными. К грудным относятся бронхи и трахея. К головным относятся ротоглотка, носоглотка, носовая и ротовая полости. Кстати, про носовую полость мы поговорим позже, когда будем разбирать проблемы голоса. Просто так не описать в статье, как научиться использовать резонаторы. Тут реально может помочь только педагог, только он может услышать в какой-то момент, что вы наконец-то открыли резонатор и сказать: стой, стой, вот теперь повтори точно так же. Очень часто преподаватели говорят: представь, что ты зеваешь. В итоге вы запомните положение мышц в горле и начнете использовать резонаторы по полной программе.

Теперь вернемся к связкам и поговорим о моей любимой теме. Как сделать голос брутальным, ярким и громким. Честно говоря, для того, чтобы дойти до этой мысли мне понадобилось несколько лет активной работы… Итак, голосовые связки. Они представляют собой мышцы и одновременно являются частью слизистой оболочки горла. Оба эти фактора критичны для развития связок. Во-первых, то, что связки — это мышцы, говорит нам, что мы можем их накачать. Да, это действительно так. Во-вторых, то, что они являются частью слизистой оболочки, накладывает на нас немного ограничений и заставляет выполнять некоторые правила, чтобы грамотно ухаживать за связками. Начнем с первого. Связки можно накачать. Даже если вы не умеете дышать диафрагмой и не умеете открывать резонаторы, вы уже можете прокачивать связки. Тут главное не перестараться, потому что можно просто лишиться голоса. А так как вы не хотите платить педагогу (признайтесь честно, зачем вы читаете эту статью), то можете проворонить начало образования узелков на связках и даже не узнаете, что нужно срочно бежать к специальному врачу — фониатру. Хорошо, напугал, теперь можно переходить к главному вопросу. Чтобы накачать связки, нужно 1)ежедневно 2)не менее двух часов в день 3)не слишком громко, но и не слишком тихо… читать вслух. Ну или петь, если вы решили научиться именно петь. По пунктам: 1)если не ежедневно, то вы не будете закреплять результат — очень скоро выйдете на плато (хорошо известное в спорте при работе с обычными мышцами), которое будет сильно не дотягивать до того, чего вы хотите, это точно. 2)если слишком мало, то то же самое, тренировка не принесет желаемого результата (два часа в день это мои чисто эимпирические данные, ниже которых я не спускаюсь). И наконец, 3) если слишком тихо, то нахрена вообще все это было начинать, а если слишком громко, то вы просто потеряете голос через полчаса (ориентироваться нужно на достаточно громкую речь, но ни в коем случае не крик — постарайтесь ощутить внутри себя работу связок, почувствовать как они напрягаются и не перенапрягать). Я предупредил насчет потери голоса. Первый признак — это сипение, невозможность сделать гласные звуки звонкими. Если вы это услышали, тут же переставайте говорить и отдыхайте минимум 15 минут. Если и после этого голос глухой, а в горле першит и немного болит, значит отложите занятия на завтра (значит, ваши связки пока слишком слабы). Сейчас я могу читать до трех часов без перерыва без заметной разницы в голосе между началом и концом записи.

Обсудим второе свойство связок — их принадлежность к слизистой оболочке. Во время работы связки обильно смачиваются, отчего и происходит звонкий «шлепок» каждый раз, когда они соприкасаются друг с другом. Во время разговора человек теряет очень много воды — примерно как при тренировке средней интенсивности (можете обратить внимание зимой на количество испарения). Поэтому для хорошей, стабильной, безопасной работы связок нужно пить много воды. Каждый раз перед заходом в микрофонную комнату я выпиваю стакан воды. В среднем, я меняю 19 литровую бутыль в студии каждые 10 рабочих дней. Это нормальное потребление воды на одного человека. Далее, если вы хотите здоровые стабильные связки — забудьте о чае и кофе. Эти напитки вытянут из вашего тела воду и направят туда, где она совсем не нужна — в мочевой пузырь. Если я говорю о воде, то это именно вода. Также настоятельно рекомендую бросить употреблять алкоголь и табак (электронные сигареты точно так же обволакивают связки всяким говном, и они перестают смыкаться). Если вы регулярно употребляете алкоголь, то у вас проблемы с водным балансом, о котором сказано выше. Если вы регулярно употребляете алкоголь, то способность к концентрации у вас сильно снижена по сравнению с потенциальной вашей родной способностью к концентрации, а это сильно будет мешать вам читать текст с полным пониманием происходящего (иначе ваши слушатели вас просто не поймут). Ну и если вы регулярно употребляете алкоголь, то ваша работоспособность снижена, мотивация снижена, мысль течет гораздо медленнее по сравнению с вашим реальным потенциалом. Не губите свое будущее.

Часто в интернете можно найти волшебные советы по поводу того, как вернуть пропавший голос, если простудились или перетрудились. Сразу скажу, что практически все работает, но временно (скорее всего не более часа), а некоторые способы принесут вам страдания в дальнейшем. Очень аккуратно пользуйтесь советами, написанными в интернете (и на этом сайте в том числе). Единственный способ настроить физиологию связок (помимо регулярных занятий) — это спорт. Обычные кардиотренировки и здоровый образ жизни. Тогда проблемы с голосом у вас просто не возникнут. Все, что описано в этой статье, опробовано на собственном опыте.

Если вы считаете, что после месяца адских тренировок вы стали супер диктором (актером, певцом и т. д.), то спешу вас огорчить. Очень важными понятиями в речи (поставленной речи) являются интонация и ритм. С помощью интонации можно показывать вопрос, восклицание, все возможные эмоции и огромное количество тонких нюансов, которые знают только теоретики сценической речи. Ну а ритм позволяет отделить одну мысль от другой в тексте и дает возможность слушателю понять, о чем вообще говорит человек. Дело в том, что речь всегда делится на мысли. А предложение может делиться на множество пунктуационных конструкций, разделенных знаками пунктуации, которые практически никак не связаны с разделением речи на мысли. В итоге, если вы будете просто делать паузы там, где стоит запятая или точка, то вас постигнет фиаско — такая речь будет пресной и неинтересной. Чтобы понять, что я пытаюсь всем этим сказать, попробуйте по-разному прочитать следующие логические конструкции (каждую иначе, чем все остальные):
1) перечисление
2) сравнение
3) противопоставление
4) отступление от мысли
5) уточнение мысли
6) вторая мысль зависит от первой
7) первая мысль зависит от второй
8) уточнение мысли находится внутри второй, зависимой от первой части мысли.
И так далее, по мере усложнения конструкций. Чтобы не быть голословным, приведу вам пример из реальной книги. Сразу все (или многие из перечисленных) случаи в одно абзаце. Так часто и бывает.

Мир менялся всегда. И нынешнее его состояние тоже непостоянно. И виной тому не какие-то глобальные катаклизмы, вроде падения астероидов, землетрясений и вулканических взрывов, а деятельность существ — от мельчайших бактерий и одноклеточных водорослей до елей, слонов и, конечно, человека (это тоже один из видов организмов, занимающий на Земле определенную нишу).
Пока на планете не появились первые сообщества организмов, на ней не образовывались железорудные, золоторудные, урановые и многие другие месторождения, а атмосфера была лишена кислорода. Пока не сложились настоящие лесные массивы, не могло быть долговременных озер и полноводных рек с обширными долинами, красивыми излучинами — меандрами — и островами, и, конечно, не образовывался каменный уголь.

Вот вам для ориентировки:

Теперь поговорим немного о том месте, где происходит запись — микрофонной комнате.  Вообще-то, тренироваться можно и не в микрофонной комнате, а просто в комнате, но через какое-то время вам обязательно захочется послушать, что же получается… И вы идете к микрофону. Моей первой микрофонной комнатой был шкаф. Самый настоящий шкаф размерами 120х60 см. Я еле умещался там, едва не задевая за стены и потолок. Честно говоря, такая «микрофонная комната» крайне нежелательна для работы по целому ряду причин.

  1. Там темно. Чем лучше освещение, тем дольше вы сможете работать без повышения нормальной концентрации внимания. Да и вообще сможете работать дольше.
  2. Там тесно. Это скорее относится к людям, склонным к клаустрофобии, но добавлю тоже в список, чтобы он казался объёмнее.
  3. Там душно. Если в помещении быстро заканчивается кислород (конечно, он никогда не закончится, его концентрация слегка снизится) и повышается концентрация углекислого газа, то вам очень скоро придется тратить много сил на концентрацию внимания, а примерно через полчаса ни при каких обстоятельствах там будет невозможно работать.
  4. Там быстро становится жарко. Наше тело является прекрасным источником тепла (около 150-200 ватт при чтении) и поэтому нагревает маленький объем достаточно быстро. Когда вам жарко, вы начинаете быстро терять влагу, и ваши связки уже не смачиваются. Гораздо важнее во время жары для организма сохранить работоспособность мозга и нормальную температуру тела, поэтому связки уходят на третий план. Вы пробовали когда-нибудь ездить на машине, в чьем двигателе нет масла? Не советую начинать. Со связками то же самое. Если они не смачиваются, то быстро изнашиваются.

Подводя итог требованиям к помещению, можно сказать так: оно должно быть светлым, прохладным и хорошо вентилируемым.

Я уже затрагивал тему проблем с голосом, но теперь остановлюсь на ней немного подробнее. Как правило, все считают, что на голос влияет только здоровье связок. Однако это не так. Конечно, связки надо беречь, но есть еще одна проблема, о которой нельзя не сказать, когда обсуждаются проблемы с голосом: заложенный нос. Взгляните на картинку.

Выше говорилось, что есть гловные резонаторы. Носовая полость — очень важный резонатор, сильно влияющий на звук. При простуде носовая полость первая подвергается атаке, и в ней начинаются различные отеки. Каждая из полостей, показанный на рисунке может распухнуть, перекрывая путь воздуху и звуку. Как правило, инфекция движется от самого носа и все дальше, вглубь. На картинке видно, что в самом начале полость довольно крупная, и отек в этом месте не сильно влияет на звук (за исключением букв М и Н), однако по мере продвижения вправо, даже небольшой отек будет перекрывать значительную часть носового хода, и ваш голос сильно потеряет в привлекательности. Скажу больше, если вы запустите насморк, то никакие капли вам уже не помогут избавиться от глубокого отека, а самостоятельное выздоровление продлится очень долго — до месяца. Кстати, однажды из-за своей невнимательности  я выпал из работы на три недели. Неприятненько было. Чтобы не допускать таких рисков, если ваша работа связана с голосом, регулярно занимайтесь кардионагрузками, это волшебная палочка при укреплении своего здоровья.

Ну и напоследок хотелось бы сказать всем, кто хочет поставить себе голос: беритесь и идите до конца. Потому что ваш голос — это ваше личное богатство. Больше ни у кого такого нет, он эксклюзивен. И даже если вы никогда не планируете использовать голос для зарабатывания денег, разработанный голосовой аппарат будет незаметно помогать вам по жизни: при поиске работы, при общении с противоположным полом, при управлении персоналом, при выступлении на публике. Скажете, что никогда не будете выступать на публике? А вы попробуйте…